Создание условий для охраны здоровья обучающихся, в том числе детей с ОВЗ и детей инвалидов
Усилиями педагогического коллектива создается здоровьесберегающая среда, отвечающая потребностям каждого ребенка. В лицее разработана адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. По каждому учебному предмету разработаны индивидуальные адаптированные рабочие программы. Для ребенка с ОВЗ учебный процесс осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПК. На ребенка – инвалида имеются ИПРА, конкретизирующие условия обучения. В лицее созданы все условия для обучения детей с ОВЗ и детей – инвалидов и реализации АООП, а именно:
квалифицированный кадровый состав;
необходимые материально-технические условия;
адекватная организация рабочего места при реализации АООП;
индивидуальная работа с детьми с учетом особых образовательных потребностей;
расширение социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность;
использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационнокоммуникативных технологий;
психолого-педагогические условия;
коррекционно-развивающие условия (психологическое сопровождение обучающихся).
Задачи воспитания детей с ОВЗ и детей - инвалидов, в том числе обучающихся на дому, подробно прописаны в адаптированных общеобразовательных программах и решаются они путем реализации программ внеурочной деятельности, программы духовно-нравственного развития и воспитания, а также программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программы внеурочной деятельности направлены на развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся, организации их свободного времени. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности по выбору обучающегося и с согласия его родителей (законных представителей) в следующих формах: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП, является коррекционно-развивающая область.
Инклюзивное образование предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности. Дидактический материал, задания для предметов - это практические разработки учителя. Дидактический материал составлен на основе Примерных программ, адаптированные к УМК «Школа России» и построенные с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья. В основной и средней школе также используются эффективные методы и приемы. Так, например, урок информатики предполагает использование большого количества наглядности для упрощения восприятия материала. Для этого используется мультимедийный проектор, проекционный экран и колонки. На каждый урок информатики в 1-11 классах разработана мультимедийная интерактивная презентация, а также используются объясняющие видеоматериалы со звуком. Метод проектов предполагает выдачу индивидуального задания на дом. Это позволяет ребенку с ОВЗ, не торопясь, используя материалы учебника, специально подготовленных презентаций, статей в сети Интернет, подготовить решение поставленной задачи.Учителя начальных классов и учителя-предметники широко используют средства обучения, обеспечивающие дифференциацию и индивидуализацию учебной работы на уроке и во внеурочное время: учебники, рабочие тетради, атласы, индивидуальные задания.
Научно-методическое обеспечение организации инклюзивного обучения обеспечивается в лицее за счет:
- представления и понимания педагогами того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
- знания педагогами психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
- знания методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
- адаптированных образовательных программ, учитывающих особенности и возможности учащихся с ОВЗ;
- изучение учителями специальной научно-методической литературы;
- творческого подхода учителей к выбору форм и методов работы с детьми;
- разработки методических рекомендаций, методических пособий по психолого-педагогическим особенностям организации обучения, комплексной реабилитации, созданию предпосылок для социализации детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста в условиях инклюзии;
- создания дидактических материалов, обеспечивающих успешное обучение детей с ОВЗ (памятки, алгоритмы, опорные таблицы, индивидуальные задания (карточки) с различными видами и объемом помощи);
- вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
В нашем лицее все учащиеся обучаются по стандартным предметным программам для общеобразовательных школ. Мы обеспечиваем обязательный минимум содержания общего образования. Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса в лицее включает: программу коррекционной работы, являющуюся составной частью основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования и среднего общего образования, разработанных в лицее на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ; адаптированную основную общеобразовательную программу, разрабатываемую с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Программно-методическое обеспечение ориентировано на полноценное и эффективное получение образования всеми обучающимися лицея. Для реализации адаптированной образовательной программы лицей обеспечен учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.
В лицее с целью реализации ООП НОО обучение ведётся с использованием нескольких УМК:
- «Школа России» - 4 класса
- «Перспектива» - 4 класса
- «Перспективная начальная школа» - 1 класс
- РС Л.В. Занкова – 3 класса
Организация медицинского обслуживания обучающихся в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Основная цель медицинского обслуживания в лицее– это контроль состояния здоровья учащихся, оказание первой медицинской и доврачебной помощи. Медицинский блок лицея состоит из медицинского кабинета и кабинета обследования на аппаратном комплексе «Армис», оснащенных стандартным комплектом оборудования, которое обеспечивает организацию медицинского контроля развития и состояния здоровья обучающихся в соответствии с санитарными нормами.
Ежегодно, на основании СанПиН, составляется план мероприятий по обслуживанию обучающихся, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе. В лицее активно ведется санитарнопросветительская работа с обучающимися и их родителями. Проводятся беседы и лекции по вопросам личной гигиены, общественной гигиены и охраны окружающей среды, полового воспитания, организации режима дня, основам рационального питания, профилактике травматизма, пагубного влияния алкоголя, никотина и наркотиков. Медицинское сопровождение детей с ОВЗ и детей – инвалидов в лицее осуществляет мед.сестра Земцова С.А.
Обеспечение комплексной безопасности обучающихся, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
С целью обеспечения безопасности учебно–воспитательного процесса в лицее проводится комплекс мероприятий, направленных на профилактику возможных чрезвычайных ситуаций. Имеются локальные акты, регламентирующие вопросы охраны труда, пожарной безопасности, действия в чрезвычайной ситуации; разработан Паспорт безопасности образовательного учреждения. Специализированные кабинеты и коридоры лицея оснащены огнетушителями, их исправное функционирование регулярно контролируется; в кабинетах имеются аптечки первой медицинской помощи, осуществляется постоянный контроль состояния запасных выходов, путей эвакуации, чердачных помещений. В лицее установлена система видеонаблюдения, включающая 11 камер видеонаблюдения (из них 5 камер внутри лицея). Все предписания Роспотребнадзора и Госпожарнадзора выполняются. В лицее функционируют пожарная сигнализация, автоматическая система оповещения при пожаре, стационарная тревожная кнопка. Эвакуационные выходы имеют соответствующие указатели, оснащены быстро открывающимися запорами. Ежегодно проводится замер сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования. С целью повышения уровня безопасности и готовности обучающихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях, регулярно проводятся учения по эвакуации, инструктажи; создана добровольная пожарная дружина, функционирует дружина юных пожарных. Оформлены и регулярно обновляются материалы информационных стендов по действиям в условиях ЧС. Охрану лицея осуществляет ООО "ОА "Единство-Щит".
Условия для занятий физкультурой и спортом, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов .
Лицей определяет формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Медицинский работник определяют группу для занятий физической культурой, объем требований к уровню подготовки обучающихся определяется в соответствии с его индивидуальной группой. Образовательная организация имеет спортивный зал, который оборудован спортивными снарядами, необходимыми для выполнения учебной программы по физическому воспитанию; в зале предусмотрена возможность проведения секционных спортивных занятий. Разметка в зале для секционных занятий и игр в баскетбол, волейбол. На территории пришкольного участка размещена физкультурно – спортивная зона, оборудованная отдельными спортивными сооружениями для выполнения учебной программы по физическому воспитанию: занятия легкой атлетикой (короткие, средние и длинные дистанции, прыжки с места, с разбега, площадка для футбола).
Учителя физкультуры, работающие в лицее, имеют высшее образование, активно ведут внеклассную спортивную работу. Разрабатывают инновационные подходы к урокам физической культуры для достижения высоких результатов обучающихся. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) подготовлены и проведены мероприятия, направленные на формирование у воспитанников гуманистического мировоззрения, воспитание патриотизма и социально ответственного поведения в окружающем мире. Обучающиеся принимают активное участие в сдаче нормативов ГТО. Инфраструктура и материально-техническое оснащение лицея, наличие квалифицированных кадров, реализующих образовательные программы, позволяет решать задачи создания полноценных условий для занятий физической культурой и спортом. Результатом проводимой работы является увеличение количества обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время. Имеющееся оборудование и квалификация учителей позволяет проводить занятия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в соответствии с медицинскими показаниями. В рамках внеурочной деятельности для обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, введен курс "Основы здорового питания".
Организация летнего отдыха детей обучающихся в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
В лицее работает лагерь, осуществляющим организацию отдыха и оздоровление обучающихся в каникулярное время (с дневным пребыванием). Летом 2018 года в лагере отдохнули 100 детей, в том числе 10 обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. В течение всей работы лагеря проводились мероприятия по укреплению физического и психологического здоровья, по повышению личностного развития детей. Были проведены оздоровительные мероприятия, в том числе посещение бассейна, спортивные состязания, подвижные игры на свежем воздухе, работа психолога над повышением интеллектуального уровня детей.Учащиеся не только отдыхали, но и узнали много интересного. Учились бережно относиться к природе, получили практические знания для обеспечения собственной безопасности. Воспитатели проводили ролевые игры, конкурсы, инсценирование. Каждый день пребывания воспитанников в лагере был насыщен различными коллективно-творческими делами, каждый мог выбрать себе занятие по интересам. Работа лагеря помогла ребятам открыть в себе новые возможности, воспитать бережное отношение к своему здоровью, развить творческие способности, укрепить физическое и психологическое здоровье.
Согласно Приказу №439 от 27.06.2014гг. Министерства общего и профессионального образования Ростовской области наш лицей входит в перечень общеобразовательных организаций Ростовской области, реализующих мероприятия по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов. В 2014г. обществом с ограниченной ответственностью «Шахтинские окна» в лицее выполнены работы по созданию универсальной безбарьерной среды: общестроительные, сантехнические и электромонтажные работы (в т.ч. полностью переделаны один вход в лицей и туалет, отремонтированы кабинеты и коридор 1 этажа) — на общую сумму 1 904 580 рублей.
Вход в лицей. Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в лицей был установлен пандус шириной около 90 см. Установлен ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см). Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в лицей покрашены в контрастные цвета. Лестницы оборудованы перилами. Дверь яркой контрастной окраски.
Внутреннее пространство. Коридоры по всему периметру лицея свободны, без преград для передвижения. Ширина дверных проемов не менее 80-85 см. Названия классных кабинетов написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов.
Раздевалка. Дети-инвалиды, обучающиеся в данный период в лицее, не нуждаются в специально оборудованных раздевалках. Они пользуются общей раздевалкой.
Столовая. В столовой предусмотрена проходную зону для учащихся-инвалидов через двухстворчатую дверь, которая во время перемен открыта. Ширину прохода между столами для свободного передвижения детей достаточная. Дети-инвалиды питаются за одним столом с одноклассниками.
Туалет. На 1 этаже оборудована одна специализированная туалетная комната для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. В кабине предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина оборудована поручнями. Установлена раковина для мытья рук.
Спортивный зал. Раздевалка при физкультурном зале оборудована дверными проемами, ширина которых не менее 90 см. Предусмотрен отдельный вход для инвалидов-колясочников со стороны проспекта Ленинского Комсомола, позволяющий избегать крутого спуска по лестнице.
Классные кабинеты. Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты при необходимости будет предусмотрено дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски, костылей, тростей и т.д. При необходимости детям-инвалидам по зрению возможно выделение одноместного ученического места, выделенного из общей площади помещения.
Территория. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по пути движения на территории предусмотрено ровное асфальтированное покрытие пешеходных дорожек.
Было приобретено оборудование на сумму 300 000 рублей для сенсорной комнаты: Пузырьковая колонна с мягкой платформой, Зеркальный шар, Световая пушка, Тактильная музыкальная панель, Сухой бассейн, Оптиковолоконный пучок «Звездный дождь», Ковер “Звездное небо” (настенный), Панно "Кривое зеркало"(волнообразное), Световой модуль для рисования песком (настольный).